Версия для слабовидящих

Уважаемые родители! Какие направления дополнительного образования Вы считаете полезными и необходимыми для современного дошкольника?


ПРАВА РЕБЕНКА

ПРАВА РЕБЕНКА

«Наш общий дом»

 

Конвенция о правах ребенка охватывает большой диапазон человеческой жизни - от несмышленого младенца (только появился на свет (уже имеет права!) до юноши, у которого пробиваются усы. Кажется, как эти два субъекта могут жить по одним и тем же законам?

Но Конвенция написана как бы на вырост. Человек растет, крепнет, обретает жизненный опыт. Он, как бы поднимается по ступеням, а для каждой новой ступени в Конвенции можно найти необходимые права и гарантии.

Если Земля - наш дом, то давайте представим его трехэтажным.

Пусть на первом этаже шумят моря и бегут реки, расцветают сады поспевает хлеб, зимой ложится первый снег. Первый этаж нашего дома отдадим природе.

На втором этаже поселим детей.

А третий этаж пусть принадлежит взрослым.

Видите, как все хорошо устроилось.

Стоит этот прекрасный Дом в мире, и плывут над ним облака, летают птицы, гремят грозы. Человек совершенствуется, дух его рвется ввысь. Дети пока только мечтают. Но детская фантазия тоже кое-чего стоит. Она посреди между душой ребенка и действительностью. Ино­гда нам кажется, что каждый этаж Дома живет сам по себе. Но нет. Ни один этот этаж не может прожить без другого. Этажи ежечасно приносят друг другу радость и огорчение. Этажи - как сообщающиеся сосуды: у них много общих проблем. В Доме есть непонимание. Второй этаж не понимает третий, третий - второй. И оба верхних этажа вдруг пере­стают понимают, первый этаж - природу. И идет незримая борьба эта­жей. И больше всех страдают от этой борьбы дети. А взрослые? А при­рода? Рассмотрим третий этаж.

Третий этаж

Итак, третий этаж. Давайте постучим в дверь. Звучит ответ: «Если бы вы знали, сколько хлопот доставляют нам дети! Сколько бед». Но чем больше мы присматриваемся к жизни третьего этажа, тем больше убеждаемся, что третий этаж отказывается признавать главное: дети - это люди. И относиться к ним надо, как к людям, а не как к неполно­ценным существам.

Третий этаж считает себя главным и требует, чтобы ему подчиня­лись остальные этажи. Он командует первым этажом, командует вто­рым. И, случается, приносит немало бед обоим этажам.

Конечно, на третьем этаже люди более сильные, опытные.

Но вместо того, чтобы передать свой опыт и силу детям, они навя­зывают свою волю. Третьему этажу все можно. Он хороший. Но, у третьего этажа не хватает ни терпения, ни времени, чтобы присмот­реться к жизни второго. Третий этаж нередко «удобных» детей путает с «хорошими». А «удобные» - те, кто понял нехитрые законы третьего этажа и старается внешне не перечить им. А на самом деле из них вы­растут лицемеры. Как часто со второго этажа на третий долетают роб­кие просьбы:

- Почитайте мне ... Погуляй со мной ... Расскажи сказку ...

А в ответ с третьего этажа:

- Мне некогда! Делай сам! В другой раз ...

И на втором этаже уже знают, что другого раза не будет. Так и не поняли, не разобрались на третьем этаже.

У третьего этажа есть одно особенное дело: он должен проклады­вать маленькому своему паровозику рельсы в будущее. Этот труд на­зывается - воспитание ребенка.

Благодаря Конвенции у «паровозика» появился защитник. Родите­лям предъявлены жесткие требования: родители ответственны за вос­питание и развитие ребенка, за гуманное отношение к детям. Мощным щитом Конвенция прикрыла детей от произвола и жестокости.

А если родители - третий этаж - жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, они могут быть лишены родительских прав. И большое несчастье придет в семью, когда ее лишат родного второго этажа.

Давайте теперь спустимся на второй этаж.

 

Второй этаж.

Вот мы встречаемся на нашем родном втором этаже. Все смотрят на нас удивленно, потому что все то, что мы сейчас услышим о треть­ем, родительском, этаже вероятно потрясет их. Что самое страшное на втором этаже? Одиночество. Когда вдруг ребенок чувствует себя лиш­ним, никому не нужным, а его старания не вызывают одобрения.

Но всегда ли так? И виноват ли во всех бедах третий этаж? Так кто же виноват в вечной битве третьего со вторым этажом? И знаете ли вы, что став взрослыми, люди сильнее благодарят своих родителей? А «мягким» родителям часто адресуются запоздалые упреки?

Права ребенка. Вся сложность в том, что, получив права, дети не могут ими воспользоваться с должным тактом: Не хватает зрелости. Конвенция о правах ребенка защищает детей от взрослых. Но исполь­зовать права во благо детям могут только ... взрослые.

Взрослые бывают разные, но и дети - тоже. И даже самые послуш­ные жители второго этажа доставляют третьему много беспокойства, огорчений. И чего греха таить, есть дети, от которых надо защищать взрослых.

Семья - это целый мир. И как порой сложно разобраться в этом маленьком мире.

Давайте присмотримся к жизни второго этажа.

Сколько беспокойства доставляет второй - третьему. Но с другой стороны, если бы на третьем этаже знали, как много благородных по­рывов рождается на втором этаже, если бы внимательнее прислушива­лись к «шепоту добра» и меньше придавали значения шуму, озорству ­может быть, что-то изменилось бы в их отношениях.

Например, рассмотрим такой случай: один мальчик не давал тете разрушить ласточкино гнездо на балконе. Для мальчика - жителя вто­рого этажа - эта птица была, прежде всего, чистым существом, которое пеклось о своих птенцах, а для женщины - жительницы третьего этажа ­источником грязи. Поэзия и грязь. Второй и третий этажи в одном и том же явлении видят совершенно разное. Чей взгляд чище?

Если бы взрослые приблизились к детям, их мир стал бы богаче. Еще один случай произошел с мальчиком в нашем детском саду.

Воспитатель проводила занятие на тему «Моя мама». Один маль­чик мечтал поскорее вырасти и получить собственную комнату. Зачем ему понадобилась комната, ведь семья жила в простор ной квартире? «Когда у меня будет своя комната, я заберу к себе бабушку, которую родители отправили в дом престарелых».

И снова два этажа - два взгляда. Верхний безжалостно отправил ставшую обузой старенькую мать в чужой, холодный, казенный дом.

А на втором этаже об этой несчастной бабушке болит детское сердце. Насколько тоньше и гуманнее, нравственнее оказывается по­рой второй этаж.

Итак, существуют два этажа. И между ними не только два пролета лестницы, но и непрестанное противостояние. Один этаж не понимает другой. Один этаж угнетает другой. Идет настоящая «война этажей».

Но самое странное в противостоянии этажей - детского и взросло­го, что третий этаж любит второй. А второй не может жить без третье­го. И оба этажа любят первый этаж - родную природу. Любят и нано­сят ему постоянный ущерб.

И поэтому во имя счастья детей Конвенция не только требует от родителей усилий и жертв, но берет их под защиту. «Государства - уча­стники оказывают родителям ... надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей ... »

Давайте теперь спустимся на первый этаж.

Первый этаж

Здесь поют птицы, звенят водопады" светит солнце. Сколько кра­соты и величия на первом этаже.

Природа - начало всех начал. Наш источник жизни. Природу нель­зя отделить от жизни человека. Жители могут помочь природе, но они же - люди - могут погубить: извести лес, отравить реки и т.д. И полу­чается странное: все три этажа не могут жить друг без друга и вместе с тем находятся в постоянной войне друг с другом.

Конвенция о правах ребенка требует воспитывать у детей уваже­ние к окружающей природе. Это очень важно, потому что первый этаж нашего Дома находится под угрозой. А без первого этажа нет второго, третьего. Слово «экология» звучит как сигнал тревоги. Живая природа в опасности. Русский писатель Достоевский утверждал, что дети и зем­ля кажутся ему неотделимыми друг от друга. И еще на память прихо­дят кадры из американского фильма «Благословите детей и зверей». Дети выпускают из вагона обреченных на уничтожение бизонов. Из­мученные животные, не осознавая, что происходит, топчутся на месте, не радуются свободе - один из мальчиков садится в маленький грузовик и гонит бизонов из вагона на свободу. И вот тут опять появляются взрослые. Холодные, безжалостные добытчики.

Они открывают огонь по грузовикам. Они стреляют в ребенка, как во врага ...

Сохранить в ребенке чувство близости к природе, сделать это чув­ство зрелым - такую задачу ставит Конвенция о правах ребенка.

Конвенция - это документ большой нравственной силы, он ставит своей задачей перестройку нашего общества, утверждение в Доме со­гласия и взаимопонимания. Конвенция - результат вековой работы и зрелости нашего общества.

 

Заключение

По инициативе Организации Объединенных Наций были про воз­глашены: движение за культуру мира; Год культуры мира (2000); Ме­ждународное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001 - 2010).

Россия активно откликнулась на эти инициативы: появились Рос­сийский проект «Россия на пути к культуре мира»; Московский проект «Москва на пути к культуре мира», было проведено много конферен­ций по этой теме. На конференции был поддержан проект «Конвенции о миротворческом воспитанию>. Миротворческое воспитание понима­ется как организация деятельности человека и образовательно­-воспитательных структур, направленной на сознательное саморазвитие и самореализацию личности:

- жизненной необходимостью плодотворного сотрудничества наро­дов и государств для сохранения планеты;

- согласия между людьми и народами во имя процветания и прогресса человечества.

Миротворческое воспитание должно быть направлено на:

- социальную и духовную защиту прав и достоинств человека;

- развитие его нравственного, умственного и физического здоровья;

- освоение человеком своих прав и обязанностей по отношению к людям, природе, обществу, правовых норм и способов поведения по их осуществлению и защите;

- обучение ненасильственному и творческому решению проблем и конфликтов на личностном, религиозном и международном уровнях;

- формирование сознания экологической ответственности в любой сфере жизнедеятельности человека.

Для того, чтобы эти идеи стали жизненной практикой, воспитатели и педагоги должны внести свою лепту в этот важный животворный процесс. Именно воспитатели, вносящие с первых лет жизни в созна­ние детей образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и добро­ты, делают самое важное дело - закладывают фундамент нового миро­любивого и созидательного поколения - людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и Конвенции ничего не сделают.

Чтобы лучше все это получалось, воспитатели должны делиться своим опытом, рассказывать о своих достижениях и неудача. Так со­обща можно выстроить новую теорию и практику созидания будущего!

Возьмемся все вместе за руки и уверенно пойдем вперед!

Данный альбом поможет закрепить полученные детьми представле­ния о правах ребенка. Каждое право иллюстрируется примером из жизни сказочных персонажей из сказки А. Толстого «Приключения Буратино». Ответы детей позволяют сделать выводы о том, насколько соблюдаются их права в семье и тогда можно провести работу с семьей.

 


ПАМЯТКИ 
1 (369,92kb) 
2 (223,32kb) 
Теория о правах ребенка (586,21kb)