Версия для слабовидящих

«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость. Умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, тканью, бумагой и т. п. пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.
Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев.
Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим  и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
С возрастом пальчиковые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены.
Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки; можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.п.

Несколько простых  рекомендаций по проведению игр:

Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.

Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.

Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

Длительность игр с 2-х летними малышами – 5-10 мин., с детьми 3-4 лет – 15 мин., с 5-6 лет – 25 минут.

Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.

Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги